Мнение: почему бизнес расценивает инициативу ФНС как ущемление своих прав?

Директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов отмечает: стремление обеспечить бюджетные интересы может обернуться печальными последствиями для ряда бизнес-проектов. Как можно этого избежать?

Фото: ZumaTASS

На днях российские СМИ сообщили, что налоговые органы могут получить право блокировать имущество должников в оперативном порядке, не дожидаясь результатов налоговой проверки. В интернет-пространстве новость разрослась в обширную дискуссию о том, насколько сейчас актуальна и реализуема подобная инициатива. Чтобы оценить это объективно, нужно знать несколько исходных данных, отмечает Владимир Саськов, эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов.

Прекрасно известен современный потенциал ФНС в части выявления налоговых нарушений и формирования соответствующей доказательной базы. Но любая контрольная работа теряет свой смысл если: а) виновный не понес заслуженного наказания и б) не возмещен нанесенный ущерб. А ведь именно как ущерб государству следует расценивать сокрытие налогов.

Многими предпринимателями инициатива ФНС может быть расценена как очередной шаг, направленный на ущемление их прав. Налогоплательщиков будут смущать и откровенно пугать перспективы будущей правоприменительной практики и особенно рисков «вольного» трактования «на местах» нормативной базы по данному вопросу. Ну и, конечно, возникают вопросы: как это скажется на бизнесе, к которому пришли с проверкой, но который не планирует выводить активы и готов выполнить будущие налоговые требования? Не окажет ли негативного влияния на текущую деятельность компании подобного рода обеспечительные меры?

Что касается ущемления прав налогоплательщиков, то в данном случае полезно будет апеллировать к международному опыту, где такие механизмы применяются достаточно давно и широко. Практика приоритета налоговых требований и обеспечения их исполнения есть во многих развитых налоговых юрисдикциях, в том числе в виде обеспечения залогом (по данным ОЭСР, у 90% налоговых органов — членов организации есть права по удержанию имущества до погашения долга как у самого должника, так и у третьих лиц, которым переданы активы).

Наиболее, пожалуй, дискуссионным и острым остается вопрос непосредственно деталей применения механизма обеспечительных мер. Например, в каком объеме накладывать ограничения? Ведь суммы налоговых претензий еще неизвестны.

Хотелось бы отметить, что, по имеющейся у нас информации, применение мер коснется исключительно выездных налоговых проверок. К тому же обеспечительные меры будут накладываться в пределах сумм потенциальных налоговых претензий, сформированных на предварительном этапе контрольно-аналитической работы (например, в объеме выявленных налоговых разрывов).

В целях недопущения злоупотребления, равно как и пресечения чрезмерного рвения, меры будут реализовываться с применением структурной вертикали налоговых органов. Территориальная налоговая инспекция самостоятельно не сможет принять подобного рода решение и будет действовать только с одобрения всеми вышестоящими структурами, включая руководителя ФНС или его заместителя.

Сами же меры заключаются только в запрете на обременение и отчуждение имущества. Ограничение на производственную деятельность не накладывается. К тому же в целях сохранения производственного процесса никакое ограничение на сырье, продукцию и денежные средства накладываться не будет.

Безусловно, в процессе формирования подобной практики будут возникать шероховатости, требующие отладки системы, и здесь хотелось бы, конечно, рассчитывать на внимательность и оперативность принятия соответствующих решений как руководством налоговых органов, так и правительством. И уже сейчас нужно задуматься об организации разъяснительной работы среди налогоплательщиков по планируемым новшествам.

Причем важно донести до всего бизнес-сообщества и особенно банковских структур, что наложение ограничений на активы во время налоговой проверки никоим образом не должны оказывать влияние на участие проверяемого лица в тендерах, открытии кредитных линий и тому подобное.

В противном случае стремление обеспечить бюджетные интересы может обернуться крайне печальными последствиями для ряда бизнес-проектов и как результат — в значительной мере сыграть негативную роль не только в части развития бизнеса, но и в полноценном исполнении налоговых обязательств.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: bfm.ru



Добавить комментарий