Нефтяники до сентября должны стабилизировать цены на бензин

Правительство пока решило не вводить запрет на экспорт топлива. Компании его уже значительно сократили для увеличения поставок на внутренний рынок. Об итогах совещания у вице-премьера Новака пишут «Ведомости»

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Обновлено в 13:07

Правительство решило отложить вопрос о вводе запрета на экспорт бензина для стабилизации оптовых цен на топливо. Нефтяникам дали время до сентября и просто рекомендовали увеличить поставки бензина на биржу в объеме не менее 5 тысяч тонн в сутки. Это решение было принято на совещании вице-премьера Александра Новака с нефтекомпаниями, пишут «Ведомости».

Причины такого шага — снижение мировых цен на черное золото и заверения нефтяников о росте предложения на бирже. Комментирует президент Независимого топливного союза Павел Баженов:

Павел Баженов

Павел Баженов президент Независимого топливного союза «То, что запрет на экспорт введен не будет, было достаточно очевидно. Мы эту меру рассматривали в качестве некой страшилки для нефтяных компаний, демонстрации силы: если вы не увеличите объемы поставок на внутренний рынок, то мы можем, как в свое время в 2018 году, торговать относительно заградительных экспортных пошлин. Важно понимать, что ключевым генератором оптовой цены выступает биржа: если увеличивается предложение на бирже, то биржевая цена падает и, как следствие, падает мелкооптовая цена — цена на нефтебазах в регионах. Поэтому никакой запрет на экспорт не нужен. На топливном рынке пожар — настоящий кризис, 60% инфраструктуры топливного рынка находится за гранью рентабельности. Пока действия нашего правительства выглядят в формате, что оно само собой рассосется: давайте подождем, сейчас еще до сентября дотянем, выборы пройдут, там высокий сезон закончится, и ситуация скорректируется. Вообще, говоря про розничную цену на топливо, как и про любые цены, нужно говорить в первую очередь не о том, как снизить цены, а о том, как увеличить благосостояние и доходы граждан. А любое сдерживание и регулирование цены всегда вредит экономике и убивает бизнес. А нет бизнеса — нет увеличения доходов, потому что нет рабочих мест, нет достойных зарплат и прочее по цепочке».

Ранее цены на бензин и сжиженный газ обновили исторические максимумы. В конце июля стало известно, что Минэнерго обратилось в правительство с предложением ускорить введение ограничений на экспорт бензина. Также сообщалось, что министерство планирует подписать соглашения с нефтяниками об увеличении с 11% до 15% нормативов реализации топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.

Поставки топлива на биржу начались, но их пока недостаточно, чтобы цены начали снижаться, — накопилось слишком много системных проблем, говорит управляющий партнер компании Petroleum Trading Максим Дьяченко.

Максим Дьяченко управляющий партнер компании Petroleum Trading «Очень много заводов на ремонте, на некоторых серьезные поломки, непонятно, когда они решатся, а спрос остается очень высоким, на рынке нервозность. Решение мне сложно комментировать с точки зрения правильности или неправильности. Наверное, регуляторы — Минэнерго и правительство — видят более широкую картину и принимают решение с учетом этого. Но стоит констатировать, что с учетом этого решения в ближайшее время для рынка нефтепродуктов какого-то ослабления напряжения не наступит. Помимо увеличения объемов на бирже еще была предложена мера по запрету продаж трейдерами и по запрету покупок аффилированными с нефтяными компаниями структурами. Доля продаж трейдеров очень незначительная, это мера, которая если и окажет какое-то влияние, то больше психологическое. А по поводу запрета на закупки ВИНКами (вертикально интегрированные нефтяные компании. — Business FM), это порядка 5%, то есть суммарно и увеличение, и снижение спроса со стороны самих производителей может оказать достаточное влияние. Наверное, с этим связано решение не вводить пока запрет: увидели, что пока еще есть рычаги воздействия на рынок, решили их попробовать использовать и посмотреть, как будет развиваться ситуация. Я думаю, что в ближайшие пару недель будет понятно, насколько эти меры будут эффективными. По-хорошему, надо, конечно, менять регулирование системно, стратегически и основательно. Текущие меры — больше тушение пожара для решения ситуации здесь и сейчас».

Правительство пытается стабилизировать цены внутри страны на фоне роста спроса на бензин в период отпусков, а также плановой остановки НПЗ на ремонты. Ограничение на экспорт бензина не вводилось уже десять лет. К такой радикальной мере власти не стали прибегать даже весной 2018-го, когда ежемесячный рост цен достигал 5%. Вместо этого предпочли договориться с нефтяными компаниями о временной заморозке цен в опте.

Источник: bfm.ru



Добавить комментарий